Документы

kids read

2019 10 30 14 05 16 0142

  1. Пояснительная записка

Концепция программы

“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский

Декоративно - прикладная  деятельность для детей имеет важное коррекционно-развивающее значение. Такие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Проблема развития способностей, приобрела в настоящее время особую актуальность. В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными способностями в общем цикле развития человека. Особое место среди способностей занимают психические «новообразования», не строго специализированные, а имеющие универсальный характер, что выражается в их влиянии на развитие многих сторон психической жизни и деятельности человека. Универсальный характер способностей проявляется в том, что они в процессе развития влекут за собой качественное преобразование различных видов деятельности, поведения, сознания ребенка в целом. К числу таких способностей относятся подражательная, коммуникативная, двигательная, языковая, символическая, способность к творческому воображению и др.

Исследования свидетельствуют, что различные виды деятельности детей с отставанием в умственном развитии характеризуются низким уровнем развития и недостаточностью проявлений воображения, неспособность планировать и самостоятельно определять приемы работы. Проводимые исследования познавательных и моторных функций детей с отклонениями в умственном развитии выявляют несформированность ВПФ, общей и мелкой моторики, пространственного восприятия. Поэтому необходима система коррекционно-развивающей работы, прямо направленная на последовательное формирование способностей в различных видах изобразительной творческой деятельности

    С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому, эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

Актуальность и новизна.

Нетрадиционные техники декоративно- прикладной деятельности – важней -шее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.  

Декоративно- прикладная деятельность занимает особое место в развитии художественных способностей личности ребенка, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие художественного потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению «нового мышления и видения» (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

    Гуманизация образования как одна из проблем современной науки предполагает сосредоточения внимания на становлении творческой индивидуальности каждого ребёнка.    Для развития воображения, мышления (его гибкости, оригинальности), художественной  активности как составляющих творческого потенциала личности в практике художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям любого возраста. Поэтому рассматриваемые техники, вводятся в практику художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.

Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования художественных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило выбор направления работы: использование нетрадиционных техник  на занятиях по изобразительной деятельности .

       Новизна данных занятий состоит в том, что в процессе обучения дети получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, правилах рисования, а также о красоте природы и человеческих чувств. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы

       Данное перспективное планирование включает занятия с применением нетрадиционных техник декоративно- прикладной деятелльности, которые проводятся 3  раза в неделю  в игровой форме. Занятия запланированы с  использованием разных материалов: карандашей,  кистей, красок, мелков, свечей, с помощью которых  дети могут творить, воплощая на листе бумаги любые свои фантазии. Использование нетрадиционных техник: коллажа, граттажа, монотипии, кляксографии, штампования, ниткографии  - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

2.Цель и задачи:

    Целью  данной программы является развитие художественных способностей, как средство достижение психологической готовности детей к самостоятельной жизни. Особенности психофизического развития детей с умственной недостаточностью затрудняют их вхождение в социум.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

- содействовать развитию у детей аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;

- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

- знакомить детей с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства, разнообразии техник; воспитывать активное эмоционально -эстетическое отношение к ним;

- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Характеристика программы

  Содержание программы позволяет ознакомить детей  с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства, с разнообразием техник.  Способствует формированию самостоятельного творческого опыта, воспитывает у учащихся художественный вкус, любовь к родному краю, ее истории, формирует у детей способности осознавать, чувствовать и воспринимать красоту окружающего мира, природы, произведений искусства, воспитывает художественный вкус, развивает воображение, фантазию, побуждает творческую активность.

Занятия декоративно- прикладной  деятельностью способствуют выявлению и развитию потенциальных возможностей детей, развитию компенсаторных возможностей речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов.

В процессе занятий развивается наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка, мелкая моторика рук, аккуратность. Создание вокруг детей творческой атмосферы вызывает у них чувство удовлетворения и побуждает к общению. Постепенно увлечение становится любимым занятием в свободное время, т.е. формируется правильное социальное поведение. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища.

       Программа классифицируется:

  • · по цели обучения - коррекционно-развивающая;
  • · по форме организации содержания и процесса - комплексная, так как объединяет элементы изобразительного искусства, декоративно -прикладного творчества, технические умения,;
  • · по возрастному принципу - разновозрастная, так как предназначена для обучения детей среднего и старшего школьного возраста;
  • · по времени реализации - одногодичная.
  1. Методическое обеспечение

  Средствами реализации программы являются занятия игровой форме комплексного характера, в которых репродуктивная деятельность переходит в частично-поисковую, самостоятельную художественную работу с помощью педагога.

   Темы занятий находятся в определенной последовательности и носят сезонный характер, построены от простого к сложному с учетом возрастных особенностей детей.

    На занятиях по нетрадиционным техникам изодеятельности главными выразительными средствами является весь материал, которым дети работают.

    С начала освоения программы каждое направление осваивается отдельно, затем, они ссумируются и в последствии выступают как работа в комплексе техник изодеятельности.

     В программе важным является развитие  у детей  способностей к образному мышлению; предусматривается самостоятельный выбор материала и техник для реализации своей задумки.

    Развитие мелкой моторики кисти и коррекция движения глаз являются также важным, как развитие умения составлять самостоятельно план своей работы.

       Данное перспективное планирование включает занятия  с  использованием разных материалов: карандашей,  кистей, красок, мелков, свечей, с помощью которых  дети могут творить, воплощая на листе бумаги любые свои фантазии. Использование нетрадиционных техник: коллажа, томпонирования, монотипии, кляксографии, штампования - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

    Программа предполагает использование бросового, природного материала, работа с бумагой, пайетками, свечой, пластическими материалами и др., также – декорирование своей работы совмещенными техниками изодеятельности.

  1. Принципы деятельности

      В работе с детьми с задержкой психического развития лучше использовать интерактивный подход в сочетании с индивидуальным. Происходит непрерывное,  открытое, свободное общение с детьми. Слежение преподавателя за реакцией обучаемых и оптимизация образовательной среды для повышения процесса обучения. Применяются игровые моменты различных методик: Стребелевой Е. А., Железновых (пальчиковые музыкальные игры, логоритмика), частично-рисуночная методика С.Д.Забрамной; беседы, инсценировки; приёмы диалогичности и педагогического ограничения, элементы методик куклотерапии и сказкотерапии, литературное слово, анализ объектов и своих работ и др. На занятиях предусматривается создание среды оптимальной для решения поставленных задач, на основе сотрудничества педагога и детей, постоянной поддержке ребят, взаимоуважении и доверии, то есть гуманистический подход.

  1. Техника безопасности

- Обязательное проведение инструктажа  перед занятием, где предусматривается работа с острыми и режущими предметами;

- Правильное использование кистей, красок, клея;

- Изделия из соленого теста и пластилина лакируются только педагогом;

- После занятий дети приводят свои рабочие места в порядок, при этом старший помогает младшим.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

  В результате освоения программы   обучающиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. Дети способны различать форму при помощи зрения, осязания, обводящих движений рук, формировать графические представления формы; определять разницу по величине между предметами; ориентироваться на рабочей поверхности основы для своей работы. Постигают различные нетрадиционные  техники и приёмы изодеятельности.

Ожидаемый результат: имеют навыки работы с различными техниками, владеют терминологией, планируют последовательность создания работы, проектируют рисунок, самостоятельно выбирают материал и технику для декорирования законченной работы, совмещать техники в одной работе.

Должны знать: правила безопасной работы с инструментами, этапы работы в каждой технике, особенности материалов, с которыми работают.

Должны уметь: организовывать свое рабочее место, правильно сидеть и ориентироваться на рабочей поверхности ожидаемой работы, свободно рисовать различными материалами, уметь получать цветовую гамму путем смешивания цветов, сочетать в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы, находить оригинальные приёмы решения творческой задачи, передавать в рисунках, аппликации и лепке основную форму предметов, устанавливать их сходство и различия, сравнивать по величинам.

Творческие работы детей оцениваются путем выставления работ в учреждении (выставляются лучшие и наиболее удачно оригинально оформленные).

Общая оценка уровня, повышения навыков выполнения творческих работ осуществляется исходя из результатов участия детей в выставках, конкурсах

 

Перспективное планирование по изодеятельности нетрадиционными техниками

Рисование                     

Сентябрь(8 занятий)

 

 

 

Тема (техника)

 

Задачи

Формы и методы проводимых занятий

 

1

«Бусы» (рисование пальчиками)

Познакомить с техникой рисования пальчиками; учить детей при работе прорабатывать контур рисунка; закреплять знания основных цветов, формировать представление о разнообразии техник рисования; прививать интерес и положительное отношение к рисованию.

Беседы. Книги. Иллюстрации. Игровая мотивация. Оформление выставки детс. работ.

 

2

«Орехи для белочки» (томпонирование)

Познакомить детей с гуашевыми красками; учить детей пользоваться вместо кисточки кусочком поролона, используя метод рисования «тычок»; закреплять знание основных цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Беседа. Игровая мотивация. Анализ объекта рисования. Тактильное обследование предмета (орешка).

 

3

«Осеннее дерево» (рисование ладошками)

Познакомить с техникой рисования ладошкой; учить создавать крону дерева из оттенков «осенней гаммы»; формировать сенсорное восприятие; прививать интерес к рисованию.

Демонстрация приёма. Репродукции, иллюстрации. Использование литературного слова-стихотворения.

 

4

«Осенняя полянка» (рисование сухой жесткой кисточкой)

Познакомить с техникой рисования сухой жесткой кисточкой; учить соблюдать этапы в работе; закреплять цветовую гамму; формировать интерес к рисованию.

Демонстрация приёма. Игровая мотивация. Беседа. Литературное слово-стихотворение. Составление плана работы.

 

5

«По ровненькой дорожке» (рисование пальчиками)

Продолжать учить детей рисовать пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги; продолжить знакомство детей с цветовой гаммой; развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

Беседа. Продуктивно-поисковый метод работы. Игровая мотивация.

 

6

«Цветы в вазе» (рисование мятой бумагой)

Познакомить детей с рисованием мятой бумагой; учить экспериментировать с различными средствами рисования; закреплять знания цветов; вызывать положительные эмоции при рисовании.

Иллюстрации. Литературное слово. Игровая мотивация (по Стребелевой). Анализ проделанной работы.

 

7

«Осьминожка» (рисование ладошкой)

Продолжить знакомство с техникой рисования ладошками; учить «видеть» различные предметы в очертании отпечатка ладошки; развивать воображение и фантазию; прививать интерес к рисованию.

Беседа. Демонстрация приёма. Приём диалогичности. Элементы методики куклотерапии.

 

8

«Полюбуйся на герань» (рисование овощным штампом)

Познакомить с рисованием штампами; учить пользоваться штампом; развивать эстетическое восприятие, прививать желание рисовать.

Приём педагогического ограничения. Логоритмика. Беседа. Наблюдение. Игровая мотивация.

 
     

Октябрь(8 занятий)

 

1

«Веточка рябины» (рисование пальчиками)

Продолжить детей рисовать пальчиками; набирать краску; радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать интерес к рисованию.

Беседа. Игровая мотивация. Анализ объекта. Тактильное обследование предмета (ягод рябины). Оформление выставки работ.

 

2

«Страшная сказка» (рисование выдуванием из трубочек)

Познакомить с техникой рисования выдувания из трубочек; учить «видеть» получившиеся изображения; уметь дать названия своим рисункам; учить эмоционально-чувственному  проживанию созданного образа.

Демонстрация приема. Игра «На что похоже?» . Совместный анализ.

 

3

«Корзина с яблоками» (томпонирование)

Продолжить обучать рисованию поролоном; закреплять знания цветовой гаммы; учить придерживаться этапов работы; поощрять самостоятельность, инициативность детей; вызывать желание общаться по поводу рисунка с воспитателем и детьми.

Игровая мотивация. Литературное слово. Элементы методики С.Д.Забрамной. Тактильное обследование предмета.Анализ работы.

 

4

«Ваза» (монотопия)

Познакомить с приемом рисования «монотопия»; учить работать с одним цветом; продолжать учить «видеть» получившееся  изображение и давать ему название; закреплять знания цветовой палитры; прививать интерес к рисованию.

Демонстрация приёма. Игровая мотивация. Беседа. Анализ работы.

 

5

«Пальма» (рисование ладошками)

Продолжить закреплять умение пользоваться техникой рисования ладошками; развивать сенсорное и эстетическое  восприятие;

Беседа. Иллюстрации, картинки. Литературное слово. Приём диалогичности.

 

6

«Ёлочка в лесу» (рисование свечой)

Познакомить с техникой рисования свечой; учить проводить линии сверху вниз, создавать образ дерева-ёлочки; вызывать желание рисовать.

Игровая мотивация. Элементы методики С.Д.Забрамной. Литературное слово. Оформление выставки работ.

 

7

«Астры» (рисование выдуванием из трубочки)

Закреплять умение рисовать этой техникой; закреплять знания цветов; учить повторять изображение, заполняя весь лист; развивать желание заниматься рисованием.

Анализ объекта. Тактильное его обследование. Литературное слово. Иллюстрации.

 

8

«Три медведя» (рисование пальчиками)

Закреплять умение работать в этой технике; учить изображать животного по образцу; формировать интерес к рисованию.

Литературное слово-сказка. Логоритмика. Иллюстрации. Совместный анализ работы.

 
       
 

Ноябрь(7 занятий)

 

1

«Город на реке» (монотопия)

Продолжать учить технике рисования, путем складывания бумаги ; учить использовать несколько цветов в работе; закреплять умение называть цвета  палитры; формировать положительное отношение к рисованию.

Иллюстрации, картинки. Частично-поисковый метод. Игровая мотивация. Анализ работы.

 

2

«Поздняя осень» (рисование ватной палочкой)

Познакомить с техникой рисования ватной палочкой; учить изображать листочки дерева путем прикладывания и прижимания ватной палочки на рабочую поверхность; учить равномерно прижимать палочку  к поверхности предполагаемого дерева; вызывать интерес к рисованию.

Литературное слово. Приём диалогичности. Иллюстрации, картинки. Игровая мотивация. Анализ увиденного. Оформление выставки работ.

 

3

«Сказочная птица» (рисование ладошками)

Закреплять навык работы с такой техникой рисования; закреплять знания цветовой гаммы; учить дополнять свой рисунок деталями  самостоятельно; прививать интерес к рисованию.

Рассказ. Ролевые игры. Репродуктивная деятельность с частично поисковыми элементами.

 

4

« Осеннее небо» (томпонирование)

Развивать мыслительные способности на основе формирования образных представлений о природе; развитие глазного контроля над движением руки; учить «видеть» контур рисунка, используя шаблон; формировать положительное отношение к рисованию.

Литературное слово-стихотворения. Иллюстрации, картинки. Беседа. Игровая ситуация.

 

5

«Башня, растущая в небо»(рисование выдуванием из трубочки)

Продолжать закреплять умение изображать силуэты предметов путем выдувания, смешивая несколько цветов; развивать сенсорное восприятие; желание рисовать.

Приём педагогического ограничения. Иллюстрации, картинки. Литературное слово-сказка. Совместный анализ работ.

 

6

«Прогулка» (рисование штампами)

Учить самостоятельно выбирать из разнообразия мелких предметов штамп и им работать; учить задумывать сюжет своей работы; уметь рассказать о своем рисунке; прививать интерес к рисованию.

Приём педагогического ограничения. Беседа. Игровая мотивация (методика Стребелевой).

 

7

«Дождь в лесу» (рисование пальчиками)

Учить совмещать несколько приемов рисования пальчиками (рисовать прямые линии –деревья, дождь и наносить отпечаток пальчиков-листья); закреплять знания цветовой палитры.

Литературное слово-стихотворение. Анализ работы. Наблюдение за природными явлениями. Анализ увиденного.

 
   

Декабрь(8 занятий)

 

1

«Снежинка» (рисование ладошками)

Закреплять умение располагать рисунок по всей поверхности листа; учить использовать в своей работе оттенки цветов, смешивая краски; формировать положительное отношение к рисованию.

Беседа. Литературное слово-стихотворение. Музыкальное прослушивание. Наблюдение за природными явлениями. Анализ увиденного.

 

2

«Здравствуй, Зима» (томпонирование)

Развивать внимания к словесным объяснениям; закреплять соблюдение этапов работы при томпонировании; учить использовать оттенки цветов, путем смешивания красок на палитре.

Книги. Беседы. Репродукции. Наблюдения за явлениями природы. Логоритмика. Игровая мотивация.

 

3

«Снежная зима» (монотопия)

Продолжить закреплять умение использовать несколько оттенков синего цвета; познакомить с приемом «монотопии»-работа на целлофане; развивать сенсорное  и эстетическое восприятие; прививать интерес к рисованию.

Демонстрация приёма. Элементы методики сказкотерапии. Литературное слово-стихотворение. Игровая мотивация.

 

4

«Морозные узоры» (рисование свечой)

Продолжить учиться использовать эту технику в рисовании; самостоятельно выбирать фон для работы»; развивать мелкую моторику и глазомер.

Иллюстрации, картинки. Игровая мотивация. Беседа.

 

5

«Снег в лесу» (рисование ватными палочками)

Учить совмещать техники рисования (пальчиками-изображаем деревья, ватными палочками-падающий снег); закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие.

Беседа. Репродукции. Литературное слово-стихотворения. Частично рисуночный метод С.Д. Забрамной.

 

6

«Ёлочка-зелёная иголочка» (рисование штампами)

Продолжать учить совмещать приёмы техники-штампования; учить самостоятельно выбирать предметы-штампы для использования в своей  работе ; развитие ассоциативных связей; привитие положительных эмоций при рисовании.

Рассказ. Игровые ситуации. Ролевые игры. Приём диалогичности.

 

7

«Маленькая ёлочка в гости к нам пришла» (рисование ладошками+пальчиковое рисование)

Учить изображать ёлочку из множества отпечатков ладошек; продолжать учить совмещать техники рисования; закреплять умение анализировать свою работу; развивать желание рисовать.

Литературное слово-сказка. Иллюстрации, картинки. Игровая мотивация. Прием частично-поисковый.

 

8

«Новогодний карнавал» (рисование путем выдувания из трубочки)

Учить изображать эмоциональный свой настрой в рисунке , используя яркое многообразие красок; учить выбирать дополнительные материалы для декорирования своей работы; прививать эстетический вкус; развивать эстетическое восприятие.

Репродукции, иллюстрации. Литературное слово-стихотворения. Игровая мотивация. Беседа. Прослушивание музыкальных произведений.

 
     

Январь(3 занятия)

 

1

«Рождественские встречи» (рисование пальчиками)

Учить изображать в своем рисунке эмоциональные переживания от встреч с гостями; продолжать прививать самостоятельность в выборе техник и материала для дополнительного декорирования своей работы; закреплять знания цветовой гаммы; формировать интерес к рисованию.

Беседа. Использование методов сценирования сюжетов (ролевые игры).Игровая мотивация. Совместный анализ работ.

 

2

«Букет для Снежной Королевы» (рисование мятой бумагой).

Учить самостоятельно выбирать цветовую гамму для работы по смыслу прослушанного произведения; формировать мыслительные процессы, моторику рук; учить выбирать материал и технику для декорирования работы; прививать желание рисовать.

Литературное слово-сказка. Беседы по сказке. Составление плана работы. Приём диалогичности.

 

3

«Фантастические животные» (рисование выдуванием из трубочки).

Закреплять умение рисовать этой техникой, выбирая для работы самостоятельно цветовую гамму; развивать фантазию и воображение, речь и мышление; формировать интерес к рисованию.

Элемент методики куклотерапии –пальчиковые куклы. Беседа. Рассказ. Прослушивание музыкального произведения. Литературное слово-сказка.

 

Февраль(6 занятий)

   
   

1

«Птицы клюют ягоды на ветке» (рисование пальчиками)

Воспитывать бережное отношение к птицам и растениям через изображение их образов в нетрадиционных техниках; упражнять в комбинировании различных художественных техник; развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции.

Беседа. Репродукции, иллюстрации. Приём педагогического ограничения. Игровая мотивация.Анализ работы.

 

2

«Усатый полосатый» (томпонирование +рисование сухой жесткой кистью).

Учить детей передавать в рисунке образ котенка; изображать образ в нетрадиционной технике, развивать чувство фактурности и обьемности; закреплять знания цветов; умение самостоятельно выбирать материалы для декорирования работы; прививать интерес к рисованию.

Литературное слово-стихотворение. Беседа. Иллюстрации. Элемент методики сказкотерапии. Логоритмика.

 

3

«Сказочные птицы» (рисование ладошками)

Развивать фантазию при выборе содержания и способа изображения; продолжать учить придерживаться этапов работы; формировать положительные эмоции.

Беседа. Репродуктивный метод над отдельными элементами работы. Игровая мотивация. Анализ своей работы.

 

4

«Чудесные превращения кляксы» (кляксография +рисование выдувания из трубочки)

Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми); показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс); вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс); развивать творческое воображение.

Приём диалогичности. Игровая мотивация (частично рисуночная методика С.Д.Забрамной)

 

5

«Волшебные снежинки» (рисование мелками)

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам; симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объёмного предмета; использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы; прививать интерес к рисованию.

Беседа. Рассказ. Исследование и анализ объектов рисования. Логоритмика ( по Железновых). Игровая мотивация. Частично-поисковый метод.

 

6

«Заколдованные картинки» (комплекс техник рисования)

Развивать воображение детей, умение устанавливать сходство между геометрическими фигурами и предметами окружающей действительностью; упражнять в свободном выборе изобразительных материалов при дорисовке этих форм; формировать интерес к рисованию.

Беседа. Литературное слово-стихотворение. Иллюстрации. Анализ своей работы.

 

 

Март

 

(8 занятий)

 

1

«Весенние цветы для воспитателей» (Восковые мелки, акварель, печать по трафарету)

Воспитывать эстетическое отношение к образу воспиталя (бабушки, мамы, няни)через изображение цветов в различных техниках, развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение, продолжать учить самостоятельно выбирать материал для декорирования работы; развивать желание к рисованию.

Беседы. Иллюстрации. Приём педагогического ограничения. Демонстрация элементов рисования. Игровая мотивация.

 

2

«Необычная посуда» (Восковые мелки, акварель, печать по трафарету)

Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественным изображениям в натюрморте; упражнять в комбинировании различных техник;

и их художественным изображениям в натюрморте; закреплять умение рисовать замкнутые линии; вызывать интерес к полученному результату.

Частично-поисковый метод. Логоритмика (по Железновым). Игровая мотивация. Беседа. Анализ объектов. Тактильное обследование объектов.

 

3

«Светит солнышко в окошке» (Рисование мятой бумагой+ жесткой сухой кисточкой)

Продолжать закреплять умение сочетать техники в одной работе; самостоятельно выбирать цветовую палитру; развивать сенсомоторику; воспитывать положительное отношение к рисованию.

Литературное слово-сказка. Беседа по сказке. Приём диалогичности. Наблюдение в живой природе. Анализ наблюдений.

 

4

«Совушка-сова» (рисование ватными палочками)

Учить изображать сову  мазками от ватных палочек передавать разные позы совы (сидит, взмахивает крыльями, летит), рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с расположением перев на голове, теле, крыльях, использовать в рисунке легкие, вспомогательные линии для передачи, строения птицы, придавать выразительность образу птицы через нанесение штрихов разным нажимом мазка для полученья различной интенсивности цвета и разного положения глаз (смотрит в сторону, вниз или вверх).

Беседа. Репродукция, иллюстрация. Элемент методики куклотерапии-кукольный театр. Игровая мотивация. Литературное слово-загадки, стихи, прибаутки.

 

5

«Пушистые детеныши животных» (тычок жесткой кистью, рисование мятой бумагой, поролоном)

Учить изображать пушистого детеныша животного в какой-либо позе или движении: формировать представление, что отличие детеныша от взрослого животного не только в величине, но и в пропорциях других частей тела; головы и туловища, туловища и ног; учить использовать при изображении шерсти животных жесткой кистью разного вида штрихи – прямые, волнистые, закругленные и вертикальные; закреплять умение выбора для декорирования своей работы, закреплять знания цветов и оттенков.

Беседа по сказке. Частично-поисковый метод. Игровая ситуация. Прослушивание музыкального произведения. Совместный анализ работ.

 

6

«Пуховый платок» (тушь+острые палочки)

Воспитывать у детей уважение и интерес к труду мастериц-вязальщиц, показать детям особенности открытого и  полуоткрытого узора, графическое изображение узора каймы и платка; познакомить с техникой рисования по туши; формировать интерес к рисованию.

Тактильное обследование объекта. Анализ объекта. Иллюстрации. Беседа. Демонстрация приёма.

 

7

«Цирк приехал!» (Цветные карандаши, цветные  мелки).

Учить передавать в рисунке свои эмоции, увиденное, придумывать композицию самостоятельно; рисовать штрихи с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета; прививать эстетический вкус.

Беседа. Иллюстрации, картинки. Элементы методики куклотерапии-мягкая игрушка. Анализ своей работы. Оформление выставки работ.

 

8

«У лукоморья дуб зеленый» (Печать по трафарету, скатывание бумаги).

Формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками (скатывание бумаги, трафаретная печать, лепка из пластилина); развивать чувство композиции, воспитывать умение работать в парах; продолжать вырабатывать умение самостоятельно выбирать материал для декорирования своей работы.

Литературное слово-сказка. Беседа. Репродукция, иллюстрация. Демонстрация элементов рисования. Частично-поисковый метод.

 

Апрель(8 занятий)

 

1

«Плывёт кораблик по весенним ручейкам» (рисование пальчиками)

Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кистью руки; рационально набирать на пальчик краску; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Приём диалогичности. Беседа. Игровая мотивация. Игры по методике Железновых. Работа по образцу. Анализ проделанной работы.

 

2

«Что такое космос?» (восковые мелки + акварель,

печать штампами)

Формировать умение создавать фантастические рисунки выразительными средствами; закрепление навыков владения графическими материалами; развивать у детей интерес и фантазию.

Прослушивание музыкального произведениея. Беседа. Репродукция, иллюстрации. Элемент частично рисуночной методики С.Д.Забрамной. Совместный анализ работ.

 

3

«Бабочки» (монотипия, «знакомая форма – незнакомый образ», рисование ладошками).

Совершенствовать умения детей в различных техниках; развивать пространственное мышление, познакомить с симметрией и ассиметрией на примере бабочки в природе и рисунке; самостоятельный подбор бросового материала для декора своей работы.

Беседа по сказке. Частично-поисковый метод. Игровая мотивация. Логоритмика. Литературное слово-стихотворение.

 

4

«Деревья проснулись» (рисование свечой+ватными палочками)

Продолжать учить детей этой технике, выбирая самостоятельно фон для работы; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая ватную палочку плотно к поверхности; закреплять знания цветов.

Беседа. Анализ объектов , используемых в рисовании. Приём педагогического ограничения. Игровая мотивация.

 

5

«Жили у бабуси два веселых гуся» (рисование ладошкой)

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону);закрепить умение дополнять изображение деталями; прививать интерес к рисованию.

Литературное слово-стихотворение. Прослушивание музыкального произведения. Репродукция, иллюстрация. Беседа. Анализ работы. Частично-поисковый метод.

 

6

«Животные, которых я сам себе придумал» (кляксография)

Продолжить знакомство с нетрадиционной техникой кляксографии; учить работать в этой технике; развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов; привлекать к самостоятельности декорирования своей работы.

Игровая мотивация. Логоритмика. Литературное слово-стихотворения, загадки. Элементы методики сказкотерапии.

 

7

«Божьи коровки на цветочках» (рисование пальчиками+ цветными мелками)

Совершенствовать умения детей в различных техниках; развивать пространственное мышление; развивать мелкую моторику, глазомер.

Иллюстрации. Беседа. Работа по образцу. Частично-поисковый метод. Игровая ситуация (по Стребелевой). Анализ работ.

 

8

«Компоты и варенье в баночках» (рисование мятой бумагой+печать по трафарету)

Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они выдели, пробовали и хотели бы нарисовать; закреплять знания цветов; прививать интерес и желание рисовать.

Приём диалогичности. Беседа. Иллюстрации. Игровая мотивация. Литературное слово-загадки, стихи. Частично ринуночная методика С.Д. Забрамной.

 
   

Май(7 занятий)

 

1

«Цветочная поляна» (рисование ватными палочками+сухой жесткой кисточкой)

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Литературное слово-стихотворения. Игровая мотивация. Приём диалогичности. Иллюстрации. Анализ иллюстраций. Оформление выставки работ.

 

2

«Сирень цветет» (оттиск круглыми печатями)

Учить передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные в кисти, передавать их форму и цвет; смешивать краски для получения сиреневого цвета, используя палитру; продолжать развивать умения самостоятельно выбирать материал и технику для декорирования своей работы; закреплять знания цветов; прививать интерес к рисованию.

Репродукции, иллюстрации. Литературное слово-стихотворение. Игровая мотивация. Частично-поисковый метод. Логоритмика. Прослушивание музыкального произведениея.

 

3

«Одуванчики» (восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование)

Совершенствовать умения в техниках нетрадиционного рисования; учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа; формировать положительное отношение к рисованию.

Беседа. Иллюстрации. Частично -рисуночная методика С.Д.Забрамной. Игровая мотивация. Совместный анализ работ.

 

4

«Белые лебеди» (рисование мятой бумагой)

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц; продолжить учить самостоятельности декорирования своей работы.

Беседа. Иллюстрации. Литературное слово-рассказ. Логоритмика. Частично-поисковый метод. Оформление выставки работ.

 

5

«Звездное небо» (печать поролоном по трафарету; набрызг)

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету; развивать цветовосприятие; упражнять в рисовании с помощью данных техник; Прививать желание рисовать.

Иллюстрации. Беседа. Наблюдения за природными явлениями по ТСО. Анализ наблюдений. Ролевые игры.  Приём педагогического ограничения.

 

6

«Цветущая веточка» (рисование штампами+жесткой кисточкой)

Продолжать учить рисовать щетиной цветы цветущих деревьев (черемуха, жасмин); вызвать желание полюбоваться цветущей веткой, желание нарисовать; воспитывать эстетическое восприятие.

Тактильное обследование объекта. Анализ объекта. Беседа. Игровая мотивация. Иллюстрации. Демонстрация приёма.

 

7

«Волшебная страна – подводное царство» (рисование по сырому)

Учить рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу;учить передавать композицию в сюжетном рисунке;  воспитывать воображение и творчество.

Беседа. Прослушивание музыкального произведения. Литературное слово-сказка. Частично-поисковый метод. Игровая мотивация.

 
           

Итого: 63 занятия

Лепка

Сентябрь (4 занятия)

1

«Солнышко» (тестопластика)

Знакомство детей с пластической массой-соленым тестом; учить выполнять плоские фигурки; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Беседа. Демонстрация приемов лепки. Иллюстрации. Игровая мотивация.

2

«Покормим птиц» (пластилин-скатывание шариков)

Показать прием лепки-скатывание шариков; Учить отщипыванию одинаковых кусочков пластилина с целью получения одинакового размера шариков; формироватьт интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику и сенсорное восприятие.

Литературное слово-стихотворение. Беседа. Иллюстрации. Частично-поисковый метод. Логоритмика.

3

«Листопад, листопад, листья желтые летят» (тестопластика+рисование)

Продолжить знакомство с соленым тестом и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки и оформлять ими нарисованное заранее дерево и пространство вокруг него; учить совмещать техники.

Наблюдения явлений  в неживой природе. Беседа. Иллюстрации. Приём диалогичности. Демонстрация техники работы.

4

« Листик осенний» (рисование пластилином на диске)

Познакомить детей с приемом размазывания пластилина и приготовления фона для работы; учить самостоятельно выбирать цвет пластилина и используя трафарет, размазывать его на диске; формировать интерес к лепке; развивать мелкую моторику, координацию движений;

Тактильное обследование объекта. Анализ объекта. Беседа. Элемент методики сказкотерапии. Игровая мотивация. Оформление выставки работ.

Октябрь (5 занятий)

 

1

«Игрушка-неваляшка»

(тестопластика)

« Звезда» (тестопластика +работа с шаблоном)

Учить использовать шаблон в работе с сол. тестом; продолжить работу над формированием умения выполнять плоскостные фигуры; прививать интерес к лепке.

Учить выполнять полуобъемные фигуры, состоящие из разной величины шаров; научить приклеиванию деталей путем смазывания места стыка водой; учить самостоятелно оформлять дополнительные детали(глаза, нос, рот), выбирая инструмент нужный для этого; развивать манипулятивные процессы.

Беседа. Частично-поисковый метод. Приём педагогического ограничения.

Тактильное обследование объекта. Анализ объекта. Игровая мотивация (по методике Стребелевой). Беседа. Демонстрация приемов отдельных элементов работы.

3

«Дождик кап-кап-кап» (пластилин –прием «капелька)

Закрепить приём лепки «капелька», учить совмещать техники изодеятельности (рисование+лепка); развивать мелкую моторику, прививать положительное отношение к лепке

Наблюдения за явлениями природы. Анализ наблюдения. Беседа. Иллюстрации. Частично-рисуночная методика С.Д.Забрамной. Игровая мотивация.

4

«Кленовый лист» (пластилиновая мозаика)

Продолжать учить отрабатывать приём лепки «шарик», учить используя трафарет, выкладывать целостный образ предмета из шариков; формировать интерес к лепке.

Иллюстрация. Тактильное обследование объекта. Анализ объекта. Литературное слово-стихотворение, загадки. Игровая мотивация.

4

«Цветочная поляна» (тестопластика+работа с инструментом)

Учить создавать на цветном фоне цветы полуобъемные из соленого теста, используя чеснокодавку и стек; учить равомерному нажатию на ручки чеснокодавки и отрезанию равной длины колбасок; учить располагать «цветы» по всей рабочей поверхности; прививать желание доводить начатое до конца.

Репродукции, иллюстрации. Беседа. Прослушивание музыкального прризведения. Частично-поисковый метод. Анализ работы.

     

Ноябрь(5 занятий)

1

« Осеннее дерево» (пластилин-приём лепки «капелька»)

Продолжать учить совмещать техники изодеятельности (рисование+лепка); учить соединять по 3 капельки вместе, образуя листик дерева; закреплять умение смешивать цвета для получения нужной цветовой гаммы.

Беседа. Элемент методики сказкотерапии. Литературное слово-стихотворения, загадки. Демонстрация отдельных элементов в работе.

2

« Наши портреты» (тестопластика+работа с инструментом

Учить создавать образ человеческого лица объемной формы, используя при декорировании инструменты (чеснокодавка и металлическое сито); соблюдать пропорции; закреплять умение использовать усвоенные ранее приёмы соединения частей, примазывая их водой и кисточкой; продолжать развивать умение оценивать созданное изображение.

Наблюдения объектов. Анализ объектов. Беседа. Демонстрация отдельных элементов работы. Анализ своей работы.

3

«Красивая тарелочка» (пластилин-объемная лепка)

Учить детей создавать композицию, выполняя объемные цветы; закреплять умение получать нужные оттенки путем смешивания цветов пластилина; Развивать мелкую моторику, глазомер.

Реподукции, иллюстрации. Беседа. Литературное слово-стихотворения, загадки. Частично-поисковый метод. Игровая мотивация.

4

«Лес поздней осенью» (тестопластика+оформление ею рисунка)

Продолжать учить совмещать техники изодеятельности, учить размещать на заранее нарисованном рисунке полуобъемные фигуры деревьев; учить самостоятельно выбирать материал для декорирования своей работы; прививать интерес к лепке.

Иллюстрации. Беседа. Игровая мотивация(по Стребелевой).  Элементы методики куклотерапии-пальчиковый театр. Анализ своей работы.

5

«Снежинка» (пластилин-прием лепки «шарик»)

Продолжить закреплять умение выкладывать строго по контуру рисунка шарики пластилиновые, плотно прикладывая их друг к другу, но не раздавливая; продолжать учить катать одинаковой величины шарики.

Литературное слово-стихотворение. Логоритмика. Наблюдение явления природы. Анализ объекта. Беседа.

Декабрь(4 занятия)

   

1

« Красивые шары» (тестопластика с добавлением пищевых красителей)

Учить работать с цветным соленым тесом; учить изготавливать цветное тесто; закреплять умение работой из соленого теста декорировать рисунок, нарисованный заранее; формировать желание работать с пластическими массами.

Беседа. Демонстрация отдельных приёмов работы. Совместный анализ работы.

2

«Красочный ковер» (пластилин-приём лепки»капелька»)

Учить из «капелек» создавать целостный образ предмета круглой формы; учить располагать капельки в нужной последовательности, чтобы добиться визуального эффекта мягкости; прививать интерес к лепке.

Иллюстрации. Беседы. Игровая мотивация. Частично-рисуночная методика С.Д.Забрамной. Анализ своей работы.

3

«Новогодняя ёлочка» (цветная тестопластика+применение инструментов)

Учить изготавливать из длинных тонких «колбасок» , полученных работой с чеснокодавкой, элементы елочки; закреплять навык соединения отдельных частей в целостный образ; развивать мелкую моторику, эстетический вкус.

Беседа. Литературное слово-загадки, стихи. Частично-поисковый метод. Приём диалогичности.

4

«Снеговичок» (пластилин-приём лепки «шарик»).

Закреплять умение из «шариков» создавать рисунок; продолжать учить самостоятельно добавлять элементы декора в свою работу.

Беседа. Анализ объекта. Игровая мотивация. Приём педагогического ограничения.

Январь(3 занятия)

   

1

«Рождественские подарки» (цветная тестопластика)

Упражнять детей в создании объемных форм; путем декорирования завершать свою работу; развивать глазомер, мелкую моторику.

Беседа. Составление плана работы. Использование метода сценирования сюжетов. Совместный анализ работ.

2

« Праздничная ёлочка» (пластилин-прием лепки «капелька»

Продолжать учить из «капелек» создавать образ дерева; учить располагать направление капелек так, чтобы добиться сходства с реальным деревом; прививать положительное отношение к лепке.

Иллюстрации. Литературное слово-стихотворения, загадки. Частично-поисковый метод.

3

«Самовар» (цветная тестопластика+работа с инструментом)

Учить создавать посуду объемной формы; научить деревянными палосками, пуговицами, резными ножами украшать свою работу; формировать интерес к лепке

Иллюстрации. Беседа. Логоритмика. Игровая мотивация. Игра с изделиями.

Февраль(5 занятий)

 

1

« Снегирь» .(пластилин, приём лепки-«капелька»

Продолжить закреплять умение изображать объемный рисунок из пластилиновых капелек; учить располагать капельки по спирали -от большего круга к центру; прививать интерес к лепке.

Иллюстрации. Литературное слово-стихотворение. Приём педагогического ограничения. Игровая мотивация.

2

«Корзина с фруктами» (цветная тестопластика)

Закреплять навык выполнения объемных фигур; учить чередовать фрукты по цветовой гамме в корзине; пролоджать учить декорировать различными материалами и техками свою работу; развивать мелкую моторику рук.

Тактильное обследование объектов. Анализ объектов. Игровая мотивация . Частично-рисуночная методика С.Д.Забрамной. Анализ работы

3

«Рябиновая ветка под снегом» (пластилин, приём лепки «шарик»

Продолжать закреплять умение ссумировать техники и приёмы работы; создавать сюжетную работу; закреплять умение смешивать цвета до нужной гаммы цветовой.

Репродукция, иллюстрации. Составление плана работы. Игровая мотивация Логоритмика

4

«Веселая зима» (тестопластика+работа с инструментами)

Учить в своей работе создавать сюжет; располагать фигуры на всей задуманной поверхности; учить декорировать основную работу деталями (глазки, шарфы, метелка у снеговика и др.) при помощи инструментов (чеснокодавка, стек, деревянная острая палочка);  прививать положительное отношение к лепке.

Беседа. Прием диалогичности. Игровая мотивация. Элементы методики куклотерапии-игрушка мягкая.

5

« Голубые цветы» (размазывание пластилином)

Учить на пластилиновой основе путем размазывания в трафарете создавать образ цветка; Закреплять цветовую гамму; учить подбирать технику для декорирования своей работы

Беседа. Литературное слово-стихотворения. Анализ работы

       

Март

(4 занятия)

   

1

«Веселые зверята» (тестопластика+работа с инструментами)

Учить в лепке отображать образ задуманного животного, соблюдая пропорции тела; развивать внимание к словесным объяснениям; закреплять навык умения пользоваться инструментами для работы с тестом; добиваться самостоятельного выбора материала и техники для декорирования своей работы.

Беседа. Репродуктивный метод работы над отдельными элементами изделия Самостоятельная работа. Игровая мотивация. Литературное слово-загадки.

2

«Пластилиновая открытка к 8 Марта» (пластилин-прием лепки «капелька»)

Прививать желание дарить подарки своим близким; учить из уже освоенных техник изготавливать открытку, украшая ее цветком из капелек; формировать умение самостоятельно задумывать форму цветка; воспитывать положительное отношение к лепке.

Наблюдения за окружающей средой. Анализ наблюдений. Беседа. Работа по индивидуальному плану. Логоритмика. Игровая мотивация.

3

«Мы поедем, мы помчимся  на оленях утром ранним» (цветная тестопластика+работа с инструментами)

Познакомить с новыми скульптурными приемами лепки; показать возможность дополнения образа разными материалами (рога из веточек); учить придавать поделке устойчивость, ля этого используя трубочки и зубочистки; закреплять умение создавать сюжетную композицию.

Репродукции, иллюстрации. Беседа. Прием педагогического ограничения. Использование метода сценирования сюжетов. Исследование и анализ лепки.

4

«Кто в море живет?» (пластилин-приём лепки «шарик»

Продолжать освоение детьми рельефной лепки; создавать из шариков упрощенные фигуры морских обитателей; учить украшать контррельефными рисунками(прорезными) рисунками; формировать желание лепить.

Иллюстрации. Литературное слово-загадки. Элементы методики куклотерапии-пальчиковый театр. Игровая ситауция. Совместный анализ работы.

       

Апрель (5 занятий)

   

1

«Угощения на столе» (тестопластика)

Учить выполнять различные мучные изделия объемной формы; располагать их композиционно на «столе»; декорировать предметы лепки различными техниками (рисованием-мак, стек-вдавливания на батоне и т.д.); воспитывать желание работать с лепкой.

Приём диалогичности Беседа. Тактильное обследование объектов. Анализ объектов. Игровая ситауция (по Стребелевой Е.А). Ролевые игры.

2

«Парусник» (размазывание пластилина+декорирование)

Продолжать учить создавать плоскостной образ путем размазывания пластилина; учить при размазывании смешивать цвета, добиваясь конрастных цветов морского пейзажа; закреплять умение декорировать работу различным бросовым материалам(облака-вата, птицы-шерстяная черная нитка и т.д.)

Репродукции, иллюстрации. Беседа. Рассказ . Частично-рисуночная методика С.Д.Забрамной. Приём диалогичности. Анализ работ

3

«Подсолнухи» (цветная тестопластика+природный материал)

Продолжать учить создавать композицию; выполнять объемные фигуры; учить передавать образ цветка, используя инструмент: стек, металлическое сито); учить самостоятельно декорировать работу шнуром; закреплять умение совмещать в работе техники и материал.

Иллюстрации Беседа. Рассказ Репродуктивный метод работы над отдельными элементами изделия. Самостоятельная работа. Частично-поисковый метод.

4

«Клубнички» (цветная тестопластика+ работа с инструментом)

Продолжить учить передавать образ предметов, находящихся в природе; познакомить детей со способами формообразования: скульптурный способ и вырезание из большого куска теста с помощью стека и шаблона; развивать мелкую моторику рук.

Тактильное обследование объекта. Анализ объекта. Беседа. Игровая мотивация. Логоритмика

5

«Скворцы прилетели» (пластилин, приём лепки-«шарик»)

Продолжать учить выполнять рельефную картину из шариков, заполняя фон контрастными цветами из шариков пластилиновых; развивать глазомер, сенсорное восприятие; прививать положительное отношение к лепке.

Репродукции, иллюстрации Беседа. Рассказ. Частично-поисковый метод. Литературное слово-стихотворение Анализ работы.

Май (4 занятия)

   

1

«Букет в вазочке» (цветная тестопластика+декорирование)

Продолжать закреплять умение выполнять объемные фигуры из теста; показать варианты изображения цветов(точки, круги, шарики, жгутики прямые и волнистые и т.д.); развивать чувство  ритма; формировать интерес к лепке.

Иллюстрации. Рассказ. Литературное слово-стихотворения. Демонстрация отдельных элементов работы. Игровая мотивация

2

«Здоров, значит, счастлив!» (пластилиновая мозаика)

Закреплять умение заполнять всю рабочую поверхность шариками, «рисуя» ими образы людей, передавая взаимоотношения между ними; учить самостоятельно варьировать и комбинировать разные техники при декорировании работы.

Приёи диалогичности. Ролевые игры. Анализ проделанной работы.

3

«Цветущее дерево» (цветная тестопластика+ работа с инструментами)

Учить выполнять образ дерева, добиваясь сходства изогнутыми ветками, выполненными через чесноковыжималку; закреплять умение самостоятельно задумывать элементы декорирования дерева (листья, цветы-через металлическое сито); прививать интерес к лепке.

Иллюстрации. Литературное слово-стихотворение. Прослушивание музыкального произведения. Беседа. Поиски ассоциативных связей

4

«Ночной лес» (смешання техника: рамазывание+прием лепки «капелька»

Учить создавать коллективную сюжетную композицию из капелек; закреплять умение в работе с капельками создавать образ птицы-филина, выкладывая элементы по спирали(от контура к центру); развивать сенсомоторику; прививать желание любоваться законченной работой.

Иллюстрации. Рассказ. Беседа. Демонстрация отдельных элементов работы. Приём педагогического ограничения. Анализ совместной работы.

                   

Итого: 38 занятий

Аппликация

Сентябрь(5 занятий)

1

«Листья желтые летят» (аппликация из кусочков рванной бумаги)

Учить детей путем нарывания мелких кусочков бумаги и приклеивания их, создавать образ предмета; Учить рвать бумагу кончиками пальцев; сочетать в одном литочке несколько видов цветовой палитры; прививать интерес к аппликации.

Тактильное обследование объекта. Анализ объекта. Литературное слово-стихотворения, загадки. Приём диалогичности.

2

«Георгины» (объемная аппликация)

Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать намазывая клеем только ровный край лепесточка;катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка; приклеивать свой цветок в общий букет так, что бы он не загораживал цветы других детей.

Тактильное обследование объекта. Анализ объекта. Беседа. Иллюстрации. Логоритмика. Игровая мотивация.

3

«Грибочки» (аппликация торцеванием бумаги)

Учить детей скручивать готовые полоски бумаги в рулончик;  готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму гриба; учить самостоятельно выбирать материалы для декорирования своей работы; формировать интерес к аппликации.

Беседа. Литературное слово-стихотворения, загадки. Прослушивание музыкального произведения. Частично-поисковый метод. Игровая мотивация (по Стребелевой).

4

«Осенняя пора» (аппликация из природного материала-листьев)

Предложить детям сделать картину из листьев;каждому ребенку предложить выбрать, что он хочет сделать (показать картинки, образцы), учить аккуратно приклеивать листики в правильной последовательности; учить красиво располагать готовые аппликации на ватмане.

Обследование тактильное объекта. Анализ объекта. Беседа. Приём педагогического ограничения. Совместный анализ работ.

5

«Астры» (аппликация из паеток)

Научить выполнять рисунок на бархатной основе путем прикрепления паетки канцелярской булавкой; учить заполнять элемент работы равномерно, не выходя за контур рисунка; продолжать прививать самостоятельность в выборе материала декорирования своей работы.

Беседа. Логоритмика. Игровая мотивация. Демонстрация техники.

Октябрь (4занятия)

 

1

«Жираф» (аппликация из круп и сенмян)

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда; ознакомить с техникой работы с крупами и семенами; учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок манной крупой;учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении.

Демонстрация приёма. Беседа. Приём диалогичности. Игровая мотивация. Анализ работы.

2

«Бабочка» (аппликация из яичной скорлупы)

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда-кракле; ознакомить с техникой работы; учить аккуратно приклеивать яичные крошки в мозаике; прививать положительное отношение к ручному труду.

Беседа. Иллюстрации. Демонстрация приёма. Частично-рисуночная методика С.Д.Забрамной.

3

«Зверушки из фисташек» (аппликация из природного материала)

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда; ознакомить с техникой работы; предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок); использовать для соединения деталей пластилин.

Беседа. Рассказ. Игровая ситуация. Приём диалогичности. Демонстрация отдельных элементов работы.

4

«  Золотая осень» (аппликация из кусочков цветной бумаги)

Продолжать учить детей самостоятельно выполнять работу, отрывать маленькие кусочки цветной бумаги и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом; формировать интерес к аппликации.

Тактильное обследование объекта. Анализ объекта. Беседа. Литературное слово-стихотворение. Анализ работы.

 

Ноябрь (5 занятий)

1

«Волшебное дерево» Декоративное панно. (Лепка из бумаги)

Учить с помощью педагога планировать собственную деятельность; продолжить формировать творческую активность и самостоятельность; закрепить технические приёмы работы с разнообразными материалами;формировать положительное отношение к коллективному творчеству.

Наблюдения за объектами. Иллюстрации. Беседа.Игровая мотивация.

2

«Гусеница» (аппликация из круп и семян+ рисование)

Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем контур рисунка и выкладывать по нему рисом, середину рисунка смазывать клеем и  аккуратно засыпать этот участок манкой ; красиво раскрашивать готовую работу; учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. создавать композицию.

Иллюстрации. Демонстрация техники. Частично-поисковый метод. Элемент методики сказкотерапии.

3

«Собачка» (аппликация из паеток)

Продолжать закреплять новый вид деятельности ручного труда; учить работать опираясь на ТСО;  внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия; быть внимательным и аккуратным.

Рассказ. Игровая мотивация. Литературное слово-загадка. Приём педагогического ограничения. Анализ своей работы.

4

«Гроздь винограда» (объемная аппликация из кожи)

Учить выполнять объемную аппликацию из кожи, используя свечу как нагревательный элемент и ножницы как инструмент для процарапывания линий; закреплять умение составлять композицию из готовых элементов; прививать интерес к аппликации; учить самостоятельно декорировать свою работу.

Тактильное обследование объекта. Анализ объекта. Беседа. Демонстрация приёмов работы. Игровые ситуации.

5

«Осенние дары» (аппликация из яичной скорлупы-кракле)

Продолжать учить выполнять новую технику работы в мозаичном варианте; учить аккуратно смазывать клеем поверхность работы и выкладывать кусочки скорлупы так, чтобы они лежали плотно друг к другу; учить выбирать для работы оттенки скорлупы.

Иллюстрации. Рассказ. Частично-рисуночная методика С.Д.Забрамной. Игровая мотивация.

Декабрь (4 занятия)

 

1

«Ёлочка» (вырезная аппликация-вырезанка)

Продолжать знакомить детей с новой техникой аппликации; учить вырезать строго по линиям в середине рисунка (шаблона) канцелярским ножом; учить самостоятельно подбирать фон для декорирования своей работы; развивать сенсорное восприятие, моторику рук и глазомер; воспитывать положительное отношение к аппликации.

Демонстрация приёма работы. Беседа. Игровые моменты (по Стребелевой Е.А.). Анализ своей работы.

2

«Символ года» (аппликация из паеток)

Продолжать знакомить с техникой аппликации из паеток; закреплять умение подготавливать основу (рисунок на бархатном фоне + пенопласт); формировать умение самостоятельности в работе, используя для помощи ТСО; воспитывать уважение к своему труду.

Иллюстрации. Беседа. Рассказ. Частично-поисковый метод. Логоритмика. Анализ своей деятельности.

3

«Зимний лес» (плоскостная аппликация из кожи)

Учить создавать природный сезонный пейзаж, используя шаблоны; закреплять умение ровно по линии вырезать детали и наклеивать их на заранее созданную основу из кожи-фон, продолжать прививать самостоятельность в выборе декорирования своей работы.

Репродукции, иллюстрации. Литературное слово-стихотворения, загадки. Наблюдения за природными явлениями. Анализ увиденного.

4

«Морской мир» (аппликация из круп, семян, макоронных изделий+природный материал)

Продолжать учить совмещать различные техники в одной работе; формировать умение самостоятельно подбирать к отдельным элементам нужный материал; прививать желание полюбоваться своей законченной работой.

Репродукции, иллюстрации. Беседа. Рассказ. Приём диалогичности. Логоритмика (по Железновым). Совместый анализ работ.

Январь (3 занятия)

1

«Рождественский ангел» (аппликация из паеток)

Закреплять навык работы с паетками и канцелярскими булавками; соблюдение техники безопасности;развивать мелкую моторику рук и глазомер, цветовосприятие.

Иллюстрации. Беседы. Частично-поисковый метод. Демонстрация отдельных элементов техники.

2

«На горке» (аппликация из кусочков бумаги)

Учить  передавать сюжет доступными средствами аппликации; закрепить умение обрывать мелкие кусочки цветной бумаги; развивать способность к созданию многоплановой композиции, задний и передний планы;формировать самостоятельность и творческую активность

Репродукции, иллюстрации. Рассказ. Игровая мотивация. Прием диалогичности. Ролевые игры.

3

«Дед Мороз» (аппликация из ватных шариков)

Учить отрывать от большого куска ваты маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне и частично раскрашенную; формировать интерес к ручному труду.

Литературное слово-сказка. Беседа по сказке. Частично-поисковый метод. Игровая мотивация. Логоритмика.

 

Февраль (4 занятия)

1

«Киска» (аппликация из мокрой бумаги)

Познакомить с новой техникой; учить соблюдать технологию работы: нарывать кусочки салфетки, мочить в воде, отжимать, добавлять клей и выкладывать на мультифору с рисунком внутри; следить, чтобы цвет салфеток совпадал с реальным окрасом кошки; воспитывать положительное отношение к ручному труду.

Тактильное обследование объекта. Анализ объекта. Литературное слово-стихотворение, загадка. Прием педагогического ограничения.

2

«Цветы в корзине» (объемная аппликация из кожи)

Закреплять технологию выполнения работы этой техники; соблюдение техники безопасности; учить из отдельных готовых элементов составлять композицию; развивать сенсорное восприятие.

Иллюстрации. Приём диалогичности. Игровые моменты (по Железновым). Совместный анализ работ.

3

«Валентинки» (аппликация из салфеток)

Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток

Рассказ. Беседа. Игровая мотивация. Элемент методики сказкотерапии. Анализ своих работ.

4

«Современный солдат» (комплекс техник)

Продолжить учить создавать фигуру человека; совершенствовать умение завершать образ элементами аппликации, используя разнообразные технические приёмы.

Беседа. Рассказ. Частично-поисковый метод. Самостоятельная работа. Ролевые игры.

 

 

Март (5 занятий)

1

«Весеннее солнышко» (аппликация из круп, семян)

Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда;учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок манкой;закреплять ровно выкладывать рисом по контуру рисунка; учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию; формировать умение самостоятельно декорировать свою работу разными техниками и материалами.

Рассказ. Беседа. Прием диалогичности. Литературное слово-заклички, пословицы, стихотворения. Игровые ситуации.

2

«Весенние цветы» (пластинография+ природный материал+бросовый материал)

.

Учить детей изображать цветы разными способами, изобразительными средствами на усмотрение ребёнка, передавать особенности натуры;продолжить знакомство с жанровым разнообразием искусства, показать особенности натюрморта на примере произведений искусства; формировать умение у детей максимально точно передавать форму и колорит цветов в букете..

Репродукции, иллюстрации. Беседа. Анализ увиденных образцов. Самостоятельная работа. Логоритмика.

3

«Поздравительная открытка» (плоскостная аппликация из кожи)

Учить детей создавать формат открытки; отрабатывать умение работать по шаблону; составлять композицию из отдельных деталей; прививать интерес к ручному труду.

Беседа. Ролевые игры. Литературное слово-рассказ. Приём диалогичности. Совместный анализ работы.

4

«Первые цветы» (аппликация из яичной скорлупы)

Закреплять умение мозаикой выклыдывать детали рисунка; учить самостоятельно подбирать цветовую гамму при раскрашивании готовой работы; учить декорировать работу различными материалами.

Иллюстрации. Беседа. Элемент методики куклотерапии-пальчиковый театр. Анализ работы.

5

«Экзотические птицы» (аппликация из паеток)

Закрепить умение выполнять работу в этой технике; познакомить на примере иллюстраций с разнообразием живого мира –птицами тропических стран; развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие.

Иллюстрации. Игровая мотивация. Демонстрация отдельных элементов работы. Частично-поисковый метод.

Апрель (4 занятия)

   

1

«Овечки» (аппликация из ватных шариков)

Продолжать закреплять умение работать в этой технике; следить, чтобы отщипанные кусочки ваты были одной величины; формировать умение создавать целостный образ из отдельных элементов.; развивать желание заниматься ручным трудом.

Литературное слово-сказка. Беседа по сказке. Самостоятельная работа. Частично-рисуночная методика С.Д.Забрамной. Игровые моменты.

2

«Встреча в космосе» (аппликация из кусочков цветной бумаги+тестопластика+ папье-маше)

Закреплять умение совмещать в одной композиции различные техники; формировать умение создавать изображение, основанное на полученных знаниях; формировать единую картину мира – связь явлений, событий, свойств и качеств, материалов и предметов.

Репродукции, иллюстрации. Беседа. Рассказ. Игровые ситауции (по Стребелевой Е.А.). Приём педагогического ограничения.

3

«Птицы прилетели» (аппликация вырезная-вырезанка)

Продолжать учить новой технике ручного труда; следить за силой нажима на канцелярский нож, за линией вырезания; прививать умение декорировать свою работу различными материалами; формировать интерес у аппликации.

Репродукции, иллюстрации. Литературное слово-стихотворения. Ролевые игры. Элемент методики сказкотерапии.

4

«Пасхальные яйца» (аппликация из мокрой бумаги)

Закреплять умение соблюдать последовательность работы в технологии; развивать сеномоторику, сенсорную культуру; формировать желание заниматься ручным трудом.

Тактильное обследование объекта. Анализ объекта. Беседа. Частично-поисковый метод. Логоритмика.

Май (5 занятий)

     

1

«Собачка» (аппликация из паеток)

Продолжать осваивать технику; умение подбирать цветовой фон для работы; соблюдение последовательности в выполнении техники; воспитывать желание

любоваться законченной работой.

Иллюстрации. Литературное слово-загадки, стихотворение. Ролевая игра. Игровые моменты (по Стребелевой Е.А.). Анализ работы.

2

«День Победы». Изготовление открытки (различные техники)

Учить детей изготавливать открытку к празднику, используя символы праздника;вызывать интерес к поиску изобразительных средств для создания тематической открытки;учить сочетать изобразительные техники: аппликация, рисование, конструирование.

Беседа. Иллюстрации. Литературное слово-стихотворение. Приём педагогического ограничения.

3

«Бабочки-красавицы» (аппликация из круп, семян, макоронных изделий)

Отрабатывать умение выполнять работу в этой технике, соблюдая аккуратность в выкладывании риса и нанесения клея, рассыпания манки; самостоятельно учиться выбирать материал для выполнения работы (крупу, макаронные изделия, семена); формировать интерес к ручному труду.

Иллюстрации. Элемент методики куклотерапии-кукла на пальце. Анализ работ.

4

«Поле цветов» (аппликация из мокрой бумаги)

Развивать чувство меры в цветовой гамме; закреплять навык работы в соблюдении последовательности; продолжать учить самостоятельному выбору материалов и техник для декорирования своей работы.

Репродукции, иллюстрации. Литературное слово-стихотворения. Частично-поисковый метод. Самостоятельная работа.

5

«Здравствуй, лето!» (аппликация из кусочков цветной бумаги)

Учить задумывать самостоятельно сюжет своей работы; рационально использовать в работе клей; формировать умение сочетать цветовую палитру в своей работе; воспитывать уважение к своему  и чужому труду.

Иллюстрации. Наблюдение за природой. Анализ увиденного. Частично-рисуносная методика С.Д.Забрамной. Игровая мотивация.

                 

Итого: 39 занятий

 

 

 Список литературы

 

  1. Т.Доронова «Радуга», Москва, «Прпосвещение»,2008г.
  2. С. Куштынова «Студия изобразительного творчества»
  3. Т. Калинина «Альбом с кляксами. Основы языка», Речь, 2009 г.
  4. Боголюбов И.С. «Лепка на занятиях в школьном кружке» М.: «Просвещение», 1979
  5. И. Хананова «Соленое тесто», Москва,. «АСТ-ПРЕСС».
  6. Т.А. Колосова «Развитие и коррекция цветовосприятия» С-П., изд. «КАРО» 2011г.
  7. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева «Цветик-семицветик» программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей. С.-П., 2012Г
  8. Перевертень И. Г. «Мозаика из круп и семян». АСТ, Сталкер. 2007г.
  9. Баряева Л.Б. «Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» С.-Петербург

10.Бгажнокова И.М. «Программа обучения детей я тяжелыми и множественными нарушениями развития».