Документы

kids read

2019 10 30 14 07 49 0144

Содержание:

  1. Актуальность.
  2. Пояснительная записка.
  3. Целевое назначение программы.
  4. Объект коррекционно- развивающего обучения
  5. Методы и приемы.
  6. Методическое обеспечение.
  7. Результативность программы.
  8. Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельности.
  9. Список литературы.
  10. Тематический план программы.

Актуальность.

 

 

    В настоящее время огромное количество детей относится к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Поэтому, особую роль играют адаптированные общеобразовательные программы, направленные на коррекцию и развитие личности ребенка с ОВЗ.

     В программе синтезированы наиболее эффективные методики и элементы методик: игра, элементы сказкотерапии и куклотерапии.

      Практическая работа занимает главное место в данной программе. Важным принципом является предоставление и использование хороших материалов на занятии. Яркость, аккуратность, новизна канцелярских товаров является важным критерием в работе для ребенка.

      Новые способы деятельности в рисовании мотивируют ребенка и удерживают его внимание. Также огромное значение имеет то, что ребенок получает нестандартный опыт, во время которого ослабевают защитные механизмы, и ребенок получает свободу в самовыражении.

      Чтобы занятие по рисованию не превратилось в рутинное дело, программа отвечает следующим условиям: приемы и  техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия в ходе работы должны быть интересны  и приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание деятельности. Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений.

Пояснительная записка.

 

    Художественная деятельность- специфическая, по- своему содержанию и формам выражения, активность, направленная на эстетическое освоение мира по средствам деятельности по рисованию. Наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, освоение различных технологических приемов, применение их на практике., развивают общую и мелкую моторику рук, цветовосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, художественные способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.

     Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт художественной деятельности, но и познают радость деятельности в рисовании. Творческий подход в работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей деятельности дома в будущем.

      Содержание программы «Краски в сказке»предусматривает освоение детьми различных методов и средств художественного воспитания: рисование нетрадиционными методами. Освоение данных технологий позволяет расширить кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья, будут способствовать развитию мелкой моторики, зрительной памяти, формированию эстетического отношения  и художественных способностей.

     Программа составлена для детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе изучения таких авторских программ, как «Цветные ладошки» И.А.Лыковой, пр. «Радуга», «Детство», а также программы Кожихина С.К. и Г.Г. Григорьева. Главной  методологической основой моих программ являются труды Л.С.Выготского, Л.М.Шипицыной, А.Р. Маллера , Л.Б.  Баряевой. Данная литература была изучена  переработана  в рамки « Краски в сказке» с изменениями на основании разных диагнозов детей с ограниченными возможностями здоровья, их способностями и развитием Занятия и игры рассматривает художественно- эстетическое развитие детей, которое является приоритетным направлением деятельности, с учетом специфики детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целевое назначение программы:

 

    Коррекция и развитие художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через средства изобразительной деятельности.

Задачи:

  • · Развитие и коррекция мелкой моторики рук
  • · Снятие физического и психического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей
  • · Увеличение способности детей к концентрации внимания
  • · Развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
  • · Помощь детям в преодолении барьеров в общении
  • · Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.

Объект коррекционно- развивающего обучения:

 

    Дети с ограниченными возможностями здоровья. Диагнозы, при которых данная программа может быть рекомендована: ДЦП, последствия перенесенной нейроинфекции, последствия перенесенного менингоэнцефалита, резидуальная энцефалопатия, синдром Дауна, дети с мышечной патологией, прогрессирующая мышечная дистрофия с аномалией мозга, гидроцефалией, а также для развития младшего школьного возраста.

     Обучение строится с учетом специфики развития каждого ребенка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

     Дети имеют тяжелые опорно- двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д) и, как следствие, полная или почти полная зависимсть от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. У большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие дельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создает предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно- практической деятельности.

     Срок реализации программы рассчитан на один год обучения. Занятия проходят индивидуально или групповые (3-5 детей).

     Учебный материал в разделах располагается по принципу концентров, т.е. каждый этап обучения является базовым для следующего, а для предыдущего- расширенным смысловым продолжением.

Методы и приёмы:

    Для проведения занятий используются различные группы методов и приёмов обучения:

Методы

Приёмы

Объяснительно- иллюстрированные

Беседа

Рассказ

Экскурсии

Обзор литературы

Репродуктивные

Выполнение работы по образцу

Выполнение работы по технологическим картам

Эвристические

Копилка идей

Мозговой штурм

Творческий

Проблемно- поисковые

Наблюдения

Анализ-синтез

Общение- конкретизация

Структура занятия варьируется в зависимости от цели и задач, однако, обязательными элементами каждого занятия являются:

  • · Эмоциональный настрой
  • · Упражнения на развитие мелкой моторики
  • · Элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепления зрительно- двигательных мышц.
  • · Релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья детей и установление положительного  эмоционального настроя.

Для реализации программы «Краски в сказке» необходимо:

 

Материально- техническое обеспечение

Методическое и дидактическое обеспечение

Просторный кабинет с хорошим освещением, оборудован по возрасту детей, демонстрационный и раздаточный материал на каждого ребенка.

Подборка информационной и справочной литературы. Диагностические методики для определения уровня художественных способностей.

Результативность программы «Краски в сказке» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в два этапа.

  • · Начальная диагностика- проводится в начале обучения. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков. Это деление обеспечивает личностно- ориентированный подход в процессе занятия.
  • · Итоговая диагностика- проводится в конце реализации программы. По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время обучения.

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их художественных способностей

 

Критерии оценки уровня цветовосприятия

 

3 балла

Передан цвет предмета, цветовая гамма разнообразна.

2 балла

Есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков.

1 балл

Цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

Критерии оценки уровня ассоциации восприятия пятна:

 

3 балла

Самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы

2 балла

Справляется при помощи взрослого

1 балл

Не видит образов в пятне и линиях.

Критерии оценки уровня самостоятельности и эмоционального настроения:

 

3 балла

Адекватно реагирует отклики педагога, критично оценивает свою работу. Выражает восторг от работы.

2 балла

Эмоционально реагирует на оценку взрослого при самооценке (завышена-занижена), заинтересован процессои деятельности.

1 балл

Безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; не заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.

Критерии оценки уровня развития мелкой моторики рук:

 

3 балла

Выполняет задание по инструкции

2 балла

Совместное выполнение заданий по образцу взрослого

1 балл

Не может манипулировать предметами и работать руками (нет мелких манипуляций)

Критерии оценки уровня изобразительных навыков:

 

3 балла

Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами

2 балла

Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами.

1 балл

Рисует однотипно, материал использует неосознанно.

 

Критерии оценки уровня определения формы:

 

3 балла

Форма передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко переданы движения

2 балла

Есть незначительные искажения, движения переданы неопределенно

1 балла

Искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно.

Критерии оценки уровня композиционного расположения изображения:

 

3 балла

Расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов.

2 балла

На полосе листа, в соответствии по величине есть незначительные отступления.

1 балл

Композиция носит случайный характер, пропорциональность отсутствует.

Шкала уровней: 0-9 – низкий уровень; 10-18- средний уровень; 19- 27- высокий уровень.

   Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность ребенка с ограниченными возможностями здоровья, свободно проявлять свои способности и выражать интересы. Поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, в выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; приносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

Рисование- способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики  становятся более сильными, ловкими, умелыми. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В деятельности по рисованию ребенок учится различать цвета и оттенки, понимает, что такое величина и количество. Через рисование ребенок познает мир по- новому, запомнит его и полюбит. Не умея выразить свои эмоции словами, ребенок прекрасно выплескивает их на белый лист бумаги радужными образами.

Список литературы:

 

  1. Арнаутова Е.П.. Педагог и семья.-М.:Изд.дом «Карапуз», 2001г.
  2. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели; М.: Просвещение, 2006г.- 111с.: ил.4 ст.
  3. Доронова Т.Н. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре: М.: Гуманитар, изд.центр ВЛАДОС, 2004.-152 с.
  4. Кажохина С.К. Путешествие в мир искусства- программа развития детей; М.: ТЦ Сфера, 2002ю-192с.
  5. Рисование- первые шаги. Школа юного художника. Москва, «Эксимо» 2004г.
  6. Дорожин Ю. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 1993г.
  7. Баряева Л.Б. «Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». С.-Петербург.
  8. Бгажнокова И.М. «Программа обучения детей я тяжелыми и множественными нарушениями развития».

Тематический план программы

 

 

Тема

(техника рисования)

Программное содержание

Материал к занятию

1

«Как мы рисуем»

(рисование карандашами)

Выявить уровень владения карандашами. Познакомить детей с правильным способом действия карандашами: держать тремя пальчиками, не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно; учить рисовать только на бумаге, использовать разные цвета; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Альбомный лист, наборы цветных карандашей (по количеству детей).

2

«Дорожки для цыплят»

(рисование карандашами)

Вызвать интерес у детей к теме, к процессу рисования; учить держать карандаш в правой руке, тремя пальцами; учить делать широкие плавные движения в любом направлении; вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате деятельности.

Альбомный лист бумаги формата А 4, цветные карандаши, картинки с изображением курицы и цыплят.

3

«Орехи для белочки»

(рисование поролоновым тычком)

Познакомить детей с гуашевыми красками; учить детей пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами (коричневый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Лист бумаги для рисования с изображением дерева и белочки на каждого ребенка; поролоновые тампоны; игрушка- белочка; орехи; корзинка; баночки с водой; салфетки.

4

«Осенние листочки»

(рисование кисточкой)

Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; учить различать кленовые листья от других листочков; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Гуашь желтого и красного цветов; кисточка №4; альбомные листы бумаги для рисования; паспарту с вырезанными силуэтами кленовых листьев (по количеству детей); кленовые листья; баночки-непроливайки; салфетки.

Октябрь

 

1

«Дождик»

(рисование фломастерами; дорисовывание деталей)

Учить детей правильно держать в руке фломастер; учить рисовать фломастером- не сильно нажимать, рисовать прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Фломастеры синего или голубого цвета; листы бумаги с заготовками (по количеству детей), в верхней части листа нарисована синяя туча, а внизу –горизонтальная линия- земля, чтобы дети, рисуя дождь, не выходили за пределы нижней границы.

2

«Поможем жучкам спрятаться в траве»

(рисование карандашом; дорисовывание деталей)

Учить детей правильно держать в руке восковой карандаш, рисование прямых вертикальных линий; закреплять цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами.

Цветные восковые карандаши зеленого цвета; листы бумаги для рисования с нарисованными жуками, расположенными в разных местах листа (по количеству детей)

3

«Листья желтые летят»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Учить детей рисовать листья, примакивая кисточку к листу бумаги; продолжать учить правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть в баночке с водой.

Альбомные листы формата А4  с нарисованными деревьями (по количеству детей); желтая краска, кисточка №4, баночка с водой, тряпочка.

4

«По ровненькой дорожке»

(рисование пальцами)

Учить детей рисовать пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги; продолжать знакомить детей с цветом (красный, синий, зеленый), закреплять названия цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

Демонстрационный лист с изображением двух домиков с красной и синей крышами, расположенных друг против друга (между домиками проведена дорожка карандашом и краской); полоски бумаги для рисования ½ листа по количеству детей; гуашь зеленого цвета, влажные салфетки для рук.

Ноябрь

 

1

«Дождик, дождик, пуще»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Учить детей наносить кисточкой ритмичные мазки под словесное сопровождение; продолжать учить правильно держать кисточку, пользоваться краской, убирая лишнюю о край баночки; продолжать знакомить с синим цветом.

Альбомные листы с изображением туч; синяя краска,баночки- непроливайки, кисточки, салфетки.

2

«Веточка рябины»

(рисование пальцами; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей рисовать пальчиками; набирать краску; радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

Листы бумаги для рисования с изображением веточки рябины без ягод (по количеству детей); ветка рябины; рисунок- образец; гуашь красного цвета, влажные салфетки для рук.

3

«Спрячь картинку»

(рисование карандашами или фломастерами)

Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); правильно сидеть за столом; учить рисовать штрихи; развивать желание рисовать.

Цветные карандаши или фломастеры; листы бумаги для рисования формата А4 с нарисованными заготовками (картинками) по количеству детей.

4

«Полюбуйся на герань»

(рисование штампом; дорисовывание деталей)

Учить детей ритмично наносить рисунок с помощью штампа (старые кисточки или мятая бумага); учить пользоваться штампом: окунуть его а густую гуашь, а затем, прижимать к листу бумаги; развивать эстетический вкус, желание рисовать.

Листы бумаги с заготовками (изображение герани в горшочке с пустыми черенками); гуашь красного цвета, штампы по количеству детей; салфетки; цветущая герань.

Декабрь

 

1

«Домик с забором»

(рисование кисточкой)

Учить проводить линии сверху вниз по ворсу; обмакнуть кисть в краску по мере необходимости; воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.

Рисунок с изображением домика; длинный лист ватмана или обоев, кисточка, баночка с водой, подставки для кисточек, салфетки.

2

«Снег идет»

Рисование ватными палочками)

Закреплять навыки рисования красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетический вкус, желание рисовать.

Картон синего или голубого цвета формата А4 (по количеству детей), баночки- непроливайки, салфетки.

3

«Ёлочка- зеленая иголочка»

(рисование фломастерами)

Упражнять детей в рисовании хвои штрихами, используя фломастеры; поощрять самостоятельность, инициативу детей; закреплять знания основных цветов; вызывать желание общаться по поводу рисунка с педагогом и детьми.

Хвойная веточка; лист ватмана, на котором нарисован ствол ёлочки; листы бумаги формата А 4 (по количеству детей), фломастеры зеленого цвета.

4

«Маленькая ёлочка  в гости к нам пришла»

(рисование пальчиками)

Учить детей располагать фонарики определенного цвета по всей площади ёлочки; по мере необходимости обмакивать пальчик в гуашь нужного цвета, когда след от пальчика становится блеклым; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Альбомные листы с изображением зеленой елочки (по количеству детей); палитра; кисточки; гуашь красного и желтого цвета, салфетки для пальчиков.

Январь

 

1

«Щенок»

(рисование жесткой кисточкой)

Познакомить со способом рисования тычка жесткой кисточкой; совершенствовать умения правильно держать кисть при рисовании; освоить цветовую палитру; развивать знания о животных; обогащать словарный запас детей.

½ альбомного листа с нарисованным контуром щенка (по количеству детей); гуашь черного и красного цвета; две кисточки (жесткая и беличья); принадлежности для рисования.

2

«Цыпленок»

(рисование методом тычка жесткой кистью)

Продолжать знакомство с методом тычка жесткой кистью; совершенствовать умения правильно держать кисть при рисовании; освоить цветовую палитру; расширять знания о домашних птицах; обучать правильному использованию в своей речи существительных в единственном и множественном числе (курица, цыпленок, цыплята)

Альбомный лист с нарисованным контуром цыпленка (по количеству детей); гуашь желтого, черного и красного цвета; две кисточки (жесткая и беличья); принадлежности для рисования.

3

«Жили у бабуси два веселых гуся»

(рисование ладошками)

Учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрасить ее краской, делать отпечатки (большой палец смотрит вверх, а остальные- в сторону); закрепить умение дополнять изображение, развивая художественные способности.

«Озеро»- лист формата А4 голубого цвета; гуашь белая, серая, зеленая; маркеры красные и черные для дорисовывания.

4

«Мои любимые рыбки»

(рисование восковыми мелками и акварелью)

Упражнять в рисовании предметов овальной формы; познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели; учить тонировать лист разными цветами акварели; развивать цветовосприятие, художественные способности.

Альбомный лист; восковые мелки; акварель; кисти; эскизы..

Февраль

 

1

«Нарисуй шарфик»

(рисование по трафарету пальчиками)

Познакомить с печатью по трафарету; учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек; развивать чувство ритма и композиции, художественные способности.

Шарфики, вырезанные из ватмана, гуашь в мисочке; трафареты цветов; поролоновые тампоны; салфетки.

2

«Красивые снежинки»

(рисование пальчиками)

Продолжать учить рисовать гуашью пальчиками; вести прямые линии, пересекая их в одном месте (центре); продолжать знакомить детей с цветом(синий); закреплять названия цветов; развивать интерес и положительное  отношение к рисованию.

Альбомные листы по количеству детей; палитра; гуашь синего или голубого цвета; салфетки для пальчиков; 3-4 снежинки, вырезанные из бумаги.

3

«Снежные колобки»

(рисование кисточкой)

Продолжать учить детей пользоваться кисточкой; рисовать круги от пятна; повторять изображение, заполняя свободное пространство листа; поддерживать игровое отношение к образцу.

Лист картона формата А4 голубого или синего цвета (по количеству детей); гуашь белого цвета; кисточки; непроливайки; салфетки.

4

«Бусинки»

(рисование фломастерами)

Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать им, не делая сильного нажима; рисовать круги и заштриховывать их по кругу; закреплять знания цветов; воспитывать эстетическое восприятие.

Фломастеры на каждого ребенка; листы бумаги для рисования с заготовкой- нарисованной линией бус (по количеству детей); готовый рисунок- образец; нитка настоящих бус.

Март

 

1

«Букет для мамы»

(рисование карандашами)

Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к своим близким; закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его.

Листы бумаги с заготовками- аппликативное изображение веточки розы с листочками в горшочке; карандаши на каждого ребенка.

2

«Светит солнышко в окошко»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы от пятна; рисовать прямые линии (лучики); аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много».

Листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей); гуашь оранжевого и желтого цвета; кисти; баночки с водой; салфетки.

3

«Ветка мимозы»

(рисование пальчиками и скатывание  салфетки)

Упражнять детей  в рисовании пальчиками и скатывании шариков из салфеток; развивать чувство композиции; закреплять навыки наклеивания.

Открытка из цветной бумаги с нарисованной веткой, вырезанные листья мимозы; салфетки; гуашь; мисочка для клея; кисти.

4

«Одуванчик»

(рисование методом тычка)

Продолжать учить рисовать методом тычка по контуру цветы одуванчика; закрепить умение детей закрашивать листья кончиком кисточки, расширить знания детей о первый весенних цветах; обогащать словарный запас детей; прививать интерес к поэзии.

Альбомный лист с нарисованным контуром одуванчика; гуашь; две кисточки (жесткая и беличья); принадлежности для рисования; иллюстрации.

Апрель

 

1

«Моё любимое платье»

(рисование печатками, рисование пальцами)

Закреплять умение украшать платье или свитер простым узором используя листья в центре, а по вороту мелкий узор в полосе; развитие художественных навыков.

Платье или свитер вырезанный из ватмана (по количеству детей); разные листья; рисунки одежды; принадлежности для рисования.

2

«Моё любимое дерево»

Рисование мазками, монотопия, набрызг)

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: март- набрызг; апрель- мазки; май- монотопия; учить соотносить количество листьев и цвет; развитие чувства композиции; совершенстовать умение работать в данных техниках.

Пейзажи, гуашь; набор кистей; трафареты и принадлежности для рисования

3

«Животны, которых я сам себе придумал»

(кляксография)

Познакомить с нетрадиционной техникой- кляксографией; учить работать в этой технике; развивать художественные способности, в дорисовывании предметов.

Черная или цветная тушь; лист; пластмассовая ложка; простой карандаш; гуашь; восковые мелки; принадлежности для рисования.

4

«Верблюд в пустыне»

(рисование «расчесывание» краски)

Познакомить с новым приёмом рисования- «расчесывание» краски; освоение нового графического знака- волнистая линия; отработка плавного, непрерывного движения.

Лист бумаги; трафарет верблюда гуашь, кисточка, расческа, простой карандаш, кисточка беличья.

Май

1

«Праздничный салют Победы»

(«граттаж»)

Закреплять приемы рисования в технике «граттаж»; совершенствовать  приемы работы с острым краем палочки; воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними.

Альбомный лист, свеча, гуашь, острая палочка.

2

«Бабочки»

(рисование кистью; дорисовывание деталей); монотопия.

Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт; ритмично нанося рисунок; познакомить с новым способом рисования (монотопия); уточнять и закреплять знания цветов; прививать желание рисовать.

Вырезанные из бумаги силуэты бабочек (по количеству детей); готовый образец с несложным узором; гуашь основных цветов; кисточки; подставки под кисточки; непроливайки; салфетки.

3

«Черёмуха в вазе»

(рисование тычком жесткой кистью)

Закреплять умение рисовать ветку черемухи способом тычка; формировать чувство композиции и ритма; воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе через изображение её образа в собственном творчестве

Альбомный лист с изображением веток в вазе, гаушь белая кисточка жесткая, стаканчики- непроливайкию

4

«Цветущая поляна»

(рисование ватными палочками)

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Тонированные в зеленый цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок- образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов); гуашь основных цветов; кисточки; непроливайки; салфетки.