Документы

kids read

Тимошенко О.А. – воспитатель семейной группы,

первой квалификационной категории.

- Приветствие:                         Коллеги, добрый день!

- Я хочу представить вашему вниманию доклад по теме «Инновационная технология Групповая коммуникация «Круг» в семейной группе (опыт трех лет)».

Три года назад, в рамках проекта «Как дома» , наша группа одна из первых получила статус «семейной». Менялось в группе многое, в том числе и подходы к организации и проведению групповых мероприятий. Для улучшения коммуникативных навыков детей, была введена игровая коммуникация «Круг».

Прежде чем начать проводить такое занятие, мы, совместно с логопедом нашей группы - Хлыщенко О.В., провели обследование по уточнению уровней сформированности коммуникативно-речевых навыков детей 3 группы. В результате были получены следующие результаты:

Навыки контакта:

- контакт у всех детей малопродуктивный, кратковременный, причем - 2 ребенка в контакт не вступали, интереса к общению не проявляли.

Понимание обращенной речи (импрессивая речь):

 4 ребенка не понимали обращенной речи,

 4 ребенка понимали обращенную речь на ситуативном уровне;

Активная речь (экспрессивная речь):

 -у 3-х детей речь не была сформирована,

- у 5 детей  речь  была сформирована на уровне отдельных звуков, лепета.

Поэтому, когда мы узнали об инновационной технологии «Круг», как форме игрового занятия по развитию у детей коммуникативно-речевых навыков при взаимодействии с детьми и взрослыми, то испытали и радость, и смятение, так как детей в группе  - 8 , а взрослых, вместе с логопедом 3. Но по этой причине буксовать нам никто не позволил и на первых порах – для организации детей, нам в помощь  были приходящие педагоги (все те, кто мог отложить свою работу на 15 минут), поэтому технология «Круг» смогла не только внедриться в жизнь детей группы, но благополучно прижиться. Первые занятия (конспекты) разрабатывала наш логопед и мы проводили «Круг»  со всей группой детей .

Видеоролик «Жираф» (Было).

У каждого ребенка - близкий взрослый, занятия проходили в спокойной обстановке, без особых трудностей.

Но в дальнейшем, все-таки, появилась проблема - нехватка взрослых.  Проводить занятие с малым количеством взрослых и всей группой детей стало трудно, да и непродуктивно, так как в группе   дети с разным уровнем развития.  

Посовещавшись нами было принято решение: разделить детей на подгруппы по уровням коммуникативных навыков. Одна группа детей имела начатки коммуникативного поведения, у них был слабый интерес к общению, взаимодействию. Вторая подгруппа детей таких навыков не имела, они не проявляли интерес к общению, а у некоторых, даже, любая попытка к взаимодействию со стороны взрослых и даже сверстников, вызывала агрессию. Дети с трудом реагировали на обращенную к ним речь.

Мы ощутили потребность в изменении сложившегося подхода к проведению данного занятия «Круг». Теперь, составление и обсуждение конспектов занятий, подбор игр и игрового материала, поиск индивидуальных подходов к каждому ребенку проходило в командной работе специалистов: логопед-воспитатель-психолог.

Согласно Порядка проведения  подгрупповой коммуникации «Круг» в занятие были введены ритуалы приветствия и прощания. Для этого мы сделали маски «солнца» и «сердца». Выбор этих атрибутов не случаен: во – первых они символизируют тепло, радость, любовь, добро; во вторых – это необходимо для привлечения внимания детей и создания благоприятного, эмоционального фона.

Во время проведения занятий мы всегда помним о  принципах заботы с уважением. Поэтому, со временем, были  выработаны  и приняты  коллективом 5 правил:

  1. Ведущий - ключевая фигура, он организует весь ход занятия. Остальные педагоги, наравне с детьми, выполняют все задания, оказывая помощь детям.
  2. Взрослый не управляет ребенком, а только помогает направляющими движениями.
  3. Взрослый не ограничивает ребенка в пространстве.
  4. Взрослый не удерживает ребенка при отказе от взаимодействия.
  5. Взрослый не делает замечаний во время занятия.

В своем игровом занятии «Круг» мы используем разные игры: ритмичные, сенсорные, хороводные игры, игры по правилам и на подражание.

Название «Круг»  «говорит само за, себя,т.е. расположение участников занятия по кругу или крУгом. Это позволяет ведущему  и участникам видеть лица детей , их реакции: радость, интерес, скуку, огорчение…, опираясь на это, мы можем скорректировать свое поведение и ход занятия так, чтобы сократить или увеличить длительность той или иной игры. И когда замечаешь, что дети вовлечены в процесс, понимаешь, что им это нравится, то видишь и осознаешь результат своей работы.

Видеоролик игрового занятия «Круг» (сейчас).

Какие результаты были получены в нашей группе? «Круг» стал узнаваемым и любимым мероприятием в нашей группе.

У девочек сформировалось понимание и ориентировка на момент подготовки к занятию , они уже своим поведением подсказывают , что сейчас будет занятие «Круг» и сами готовятся к нему. Во время занятия, девочки научились  ждать своей очереди, не кричат, не забирают друг у друга игрушки, помогают, даже  делают друг другу замечания.  У тех девочек, которые не проявляли интереса к чему-либо (Наташа, Соня), стали больше интересоваться окружающим, их контакт стал более осмысленным, появился стойкий интерес к взаимодействию с детьми и взрослыми.  У Наташи сформировалась усидчивость, понимание и реагирование на элементарные бытовые  инструкции,  она стала дольше по времени участвовать в занятии.

Таким образом, подгрупповая коммуникация «Круг» как форма игрового занятия, сыграла положительную роль в формировании коммуникативно-речевых навыков и коммуникативного поведения у детей семейной группы №3.

Об этом говорят и диагностические данные за  период с сентября 2016 года по декабрь 2018 года.  У детей нашей группы улучшены на 13 баллов -коммуникативные навыки, а речевое развитие на 10 баллов.