Новостная лента

bus

Начиная с 1 августа 2016 года на базе Государственного автономного стационарного  учреждения социального обслуживания Новосибирской области «Ояшинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» реализуется проект «Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни», получивший грант Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Реализация проекта осуществляется в соответствии с договором о предоставлении денежных средств (гранта) от 16.08.2016 № 01-02-112п-2016.12/79 и приказом Учреждения от 01.08.2016 № 197 «О реализации проекта проект «Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни».

В учреждении проживают 440 воспитанников с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью в возрасте от 4 лет до 18 лет и молодые инвалиды старше 18 лет. Работают структурные подразделения: отделение милосердия, отделение психолого-педагогической помощи, отделение реабилитации (временный стационар для детей в сопровождении родителей), отделение социальной реабилитации молодых инвалидов (организовано сопровождаемое проживание).

Важной составляющей реабилитационного процесса в Учреждении является реабилитация детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и молодых инвалидов средствами адаптивной физической культуры и спорта. Реализация проекта обеспечила развитие данного направления работы, способствовует повышению качества и эффективности работы по развитию адаптивной физической культуры и спорта в учреждении.

В целях разработки и апробации методик и технологий по адаптивной физической культуре, внедрения их в деятельность организаций социальной сферы приказом министерства социального развития Новосибирской области от 13.10.2016 № 821 «О создании опорной профессиональной площадки» Учреждению присвоен статус опорной профессиональной площадкой по адаптивной физической культуре.

Основным направлением деятельности опорной профессиональной площадки по адаптивной физической культуре определено:

- разработка и реализация программ занятий по адаптивной физической культуре и спорту с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и спорта, направленных на устранение или наиболее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности организма человека, вызванных нарушением здоровья;

- внедрение современных технологий по проведению занятий адаптивной физической культурой и спортом;

- формирование устойчивых связей с организациями, осуществляющими проведение мероприятий по абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Новосибирской области (далее – специализированные организации);

- формирование банка информационно-методических материалов по вопросам развития адаптивной физической культуры, рабочей документации специалистов;

- организация повышения профессиональной компетентности специалистов специализированных организаций по вопросам применения средств и методов адаптивной физической культуры (в том числе создание условий для прохождения стажировки);

- разработка и реализация программ по обучению основам адаптивной физической культуры родителей и детей для получения необходимых теоретических и практических знаний по вопросам организации занятий по адаптивной физической культуре (с учетом возраста, особенностей здоровья);

- повышение уровня информированности и знаний населения, специалистов специализированных организаций по вопросам адаптивной физической культуры, вопросам здорового образа жизни, привлечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям адаптивной физической культурой.

С целью обеспечения научного подхода к организации деятельности по развитию адаптивной физической культуре, формирования методического инструментария для специалистов на базе Учреждения открыта инновационная площадка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (далее – ФГБОУ ВО «НГПУ»). Это обеспечило условия для формирования научного подхода к разрабатываемым в рамках проектам программам, устойчивых связей с организациями, оказывающими услуги детям-инвалидам и детям с ОВЗ на территории Новосибирской области, установления партнерских отношений с организациями других регионов Российской Федерации, организующих деятельность по развитию адаптивной физической культуры. Представителями ФГБОУ ВО «НГПУ» обеспечивалась экспертная и информационно-консультационная поддержка деятельности специалистов Учреждения по развитию адаптивной физической культуре и спорту.

Деятельность инновационной площадки организуется в соответствии с договором о сотрудничестве от 08.09.2016 № 013, приказом Учреждения от 29.11.2016 № 276 «Об открытии инновационной площадки ФГБОУ ВО «НГПУ».

На средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приобретён спортивный инвентарь, имеющих высокотехнологические характеристики (снегоступы, лыжи, лыжные палочки, обувь) и форма для организации занятий по адаптивной физической культуре и спорту, фотоаппарат для фиксации результатов детей. Обеспечено их эффективное и целевое использование. Приобретение спортивного инвентаря и формы позволили увеличить число детей одновременно занимающих адаптивной физической культурой, повысить качество и эффективность проводимых занятий.

В рамках реализации Проекта за счёт средств гранта Фонда 4 специалиста (2 специалиста учреждения и 2 специалиста из учреждений-соисполнителей проекта), организующих занятия с детьми по адаптивной физической культуре, прошли обучение по дополнительной образовательной программе «Теория и методика адаптивной физической культуры для детей с ОВЗ» (72 академических часа). Обучение проводилось ФГБОУ ВО «НГПУ» с прохождением практического курса на базе Государственного автономного учреждения «Центр адаптивной физической культуры и спорта Новосибирской области».

В соответствии с Проектом обеспечено формирование методического инструментария для развития адаптивной физической культуры и спорта.

Обеспечена доработка и совершенствование программ адаптивной физической культуры и спорта по направлениям: «Общая физическая подготовка», «Легкая атлетика», «Лыжные гонки», «Снегступинг», «Бочче» с учётом возрастных особенностей и ограничений состояния здоровья детей Программы прошли рецензирование у специалистов ФГБОУ ВО «НГПУ»,  имеющих соответствующую квалификацию.

Программы имеют физкультурно-оздоровительную направленность и направлены на организацию систематических занятий по соответствующей дисциплине. Основная цель программ заключается в укреплении здоровья детей с нарушением в развитии, коррекции недостатков физического развития, содействие всестороннему гармоничному развитию личности. Программы направлена на развитие жизнеспособности детей, поддержание у них оптимального психофизического состояния, на предоставление каждому ребенку-инвалиду возможности реализовать свои творческие потенциалы и достижению выдающихся результатов.

В целях повышения профессиональной компетенции, освоения новых способов и методик специалистами организаций-соисполнителей, обеспечивающих внедрение программ проведения занятий адаптивной физической культурой и спортом, составлены 5 методических пособия: «Методическое пособие по бочче», «Методическое пособие по снегоступингу», «Методическое пособие по легкой атлетике», «Методическое пособие по лыжным гонкам», «Методическое пособие по общей физической подготовке».   

С целью тиражирования практик организации работы по проведению занятий адаптивной физической культурой и спортом указанные программы проведения занятий и методические материалы переданы специалистам 10 организаций-соисполнителей.

С целью повышения родительской компетенции специалистами Учреждения также была организована работа по разработке методических материалов для родителей. Разработано два видов буклетов: «Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП», «Адаптивная физическая культура для детей с РАС». Буклеты также переданы 10 организациям-соисполнителям для их тиражирования.  

Организована подготовка и издание двух инструктивно-методических материалов для родителей (законных представителей) по вопросам применения адаптивной физической культуры как средства реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

- «Инструктивно-методические материалы для родителей (законных представителей) по вопросам применения адаптивной физической культуры как средства реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья № 1 (общая физическая подготовка, легкая атлетика, бочче)»;

- «Инструктивно-методические материалы для родителей (законных представителей) по вопросам применения адаптивной физической культуры как средства реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья № 2 (лыжные гонки, снегоступинг)».

Инструктивно-методические материалы для родителей прошли рецензирование у специалистов ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», имеющих соответствующую квалификацию, и переданы для редактирования и издания в издательство.

Кроме того, электронная версия методических пособий размещена на сайте Учреждения.

Также с целью повышения родительской компетенции родителей по вопросам организации занятий по адаптивной физической культуре и спорту с детьми специалистами учреждения подготовлены инструктивно-методические материалы:

- «Инструктивно-методические материалы для родителей (законных представителей) по вопросам применения адаптивной физической культуры как средства реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья № 1». Включают в себя план тренировочных занятий, восьминедельную программу тренировок, перечень оборудования и инвентаря, примерные задания тренировочного дня и конкретные практические рекомендации по снегоступингу;

- «Инструктивно-методические материалы для родителей (законных представителей) по вопросам применения адаптивной физической культуры как средства реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья № 2». Данное пособие дает общие сведения о ДЦП,  подчеркивает большое значение игрового метода в оздоровительных занятиях физической культурой, дает советы родителям, воспитывающим детей с ДЦП.

Отличительной чертой данных двух материалов является следующее: в материалах прописан примерный план проведения тренировочных занятий, перечень оборудования и инвентаря, примерные задания тренировочного дня; материалы включают в себя общие сведения о ДЦП, подчеркивают большое значение игрового метода в оздоровительных занятиях физической культурой, дают советы родителям, воспитывающим детей с ДЦП.

Все материалы для родителей также прошли рецензирование у специалистов ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», имеющих соответствующую квалификацию.

Родителям продолжают выдаваться разработанные в первом отчётном периоде буклеты по темам: «Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП», «Адаптивная физическая культура для детей с РАС».

Составлен график обучения и методического сопровождения специалистов из организаций-соисполнителей мероприятий проекта «Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни» на базе учреждения – опорной профессиональной площадки по адаптивной физической культуре.

В начале реализации Проекта специалистами Учреждения во взаимодействии с организациями-соисполнителями был организован отбор детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в состав целевой группы. В состав целевой группы проекта включены 40 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (из них 30 – детей на базе опорной профессиональной площадки, 10 – в организациях-соисполнителях). Все дети принимают активное участие в мероприятиях проекта. Необходимо отметить, что помимо этих детей, к систематическим занятиям адаптивной физической культурой и спортом были привлечены и другие и дети.

Проводятся  организационные собрания с детьми целевой группы и их родителями (законными представителями) согласно перечня  проведения организационных собраний с детьми целевой группы и их родителями (законными представителями) в рамках Проекта.

С целью популяризацией адаптивной физической культуры и спорта, мотивирования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья на двигательную активность, ведение здорового образа жизни. С целью содействия в социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждения в рамках проекта проводятся спортивные мероприятия, согласно плана спортивных мероприятий в рамках проекта.

Спортивные мероприятия, проведенные в рамках реализации проекта «Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни» в период с 01.08.2016 года по 30.06.2017 года:

 

  

1

Открытое первенство по легкой атлетике в рамках проекта «Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни»

2

Спортивное соревнование по бочче, проводимое в рамках проекта «Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни»

3

Открытое первенство Ояшинского детского дома – интерната для умственно отсталых детей по снегоступингу, проводимого в рамках проекта «Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни»

4

Спортивные соревнования «Веселые старты»  для детей с ОВЗ, проводимые в рамках проекта «Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни», проводимые на базе МКОУ «Мошковская общеобразовательная коррекционная школа-интернат»

5

Спортивные соревнования Ояшинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей по лыжным гонкам в рамках проекта «Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни»

6

Открытые соревнования Ояшинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей по снегоступингу в рамках проекта «Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни»

7

Открытое первенство Ояшинского  детского дома-интерната для умственно отсталых детей по лыжным гонкам  в рамках проекта «Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни»

8

Спортивный турнир Ояшинского  детского дома-интерната для умственно отсталых детей по бочче    в рамках проекта «Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни»

9

Спортивные соревнования Ояшинского  детского дома-интерната для умственно отсталых детей по легкой атлетике, посвященные Дню Победы    в рамках проекта «Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни»

10

«Спортивный праздник, посвященный Дню защиты детей, для детей с ограниченными возможностями здоровья»

11

Спортивны праздник «Зарница»

 

Организована работа по формированию портфолио достижений для каждого ребенка целевой группы.

Особое внимание было уделено обеспечению информационного сопровождения проекта.

В целом реализация Проекта способствовала повышению качества жизни 96 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

- укреплению здоровья детей, содействию их нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к воздействию внешней среды, их обучению основам техники движений, формированию жизненно необходимых умений и навыков, развитию двигательных координационных способностей;

- воспитанию потребности и умения, самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;

- воспитанию нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности, ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности;

- формированию соответствующих мотиваций и целевых установок на двигательную активность, регулярные занятия адаптивной физической культурой, сохранение и укрепление здоровья, выработку необходимых компетенций по здоровому образу жизни.